Нынче психологи поговаривают о страшной и неизведанной болезни: гаджет-аддикции или, если перевести с русского на русский, о зависимости от мобильного телефона, от которой страдает немалое количество людей на планете Земля. Мобильной зависимостью называется патологическая зависимость от мобильного устройства: больной, как правило, не может жить без своего телефона, то и дело проверяет, не пришло ли ему смс-сообщение или сообщение в социальной сети, постоянно переписывается с другими людьми и впадает в панику, если вдруг забывает дома своего гаджет-друга.
О том, что современность страдает от мобильной зависимости, подумала и я, когда в очередной раз ехала в маршрутке и, ковыряясь в своем планшете, внезапно подняла взгляд и увидела, что в транспорте практически каждый второй был «где-то там»: одни так же, как и я, тыкали пальцем в планшеты, другие усиленно набирали сообщения или говорили по телефону, третьи вставили в уши наушники и отключились от внешнего мира. И такое было ощущение, словно каждый из присутствующих людей находился в своей колбочке, в вакууме. Я никого не трогаю и не замечаю – и вы меня не трожьте и не замечайте. Но, с другой стороны, чем еще заняться в холодной унылой маршрутке? В окно глядеть? Разве поменяется от этого смысл? Стоит ли в этом случае говорить о зависимости от мобильного телефона или какого-либо другого устройства?
читать дальшеСовсем иная картина. Периодически собираемся с друзьями вместе: посидеть, поболтать, поделиться новостями и просто весело провести время. И объектом наших шуток вечно становится одна из моих подруг. Дело в том, что она ни на секунду не выпускает из своих рук мобильный телефон: ежеминутно она, то отправляет сообщения в аську, то листает чужие твиты, то еще что-то печатает. Что бы ни происходило, какие бы катаклизмы ни обрушивались на наши головы, моя подруга неразлучна с телефоном. Поначалу я даже думала, что ей просто неинтересно в компании, поэтому она так «скрашивает время». Потом обнаружила, что она, как юный Гай Юлий Цезарь: умудряется и нас слушать, и сообщения слать… в любом случае, гаджет уже так сросся с описываемым мною человеком, что проще представить одинокую палочку Твикс, нежели мою приятельницу без своего устройства.
А ведь бывают и более запущенные случаи. Компании, где все сидят, уткнувшись в телефоны, еще никто не отменял. Художники, режиссеры уже не раз обыгрывали в своих картинах и видео феномен привязанности к гаджетам. Но существует ли зависимость от мобильного телефона на самом деле и кто ею страдает?
То, что мы живем в мире, где правит кожный менталитет – это уже всем известно. Мир, где каждый – личность, каждый индивидуален, обособлен, имеет свои границы. При этом время кожной эпохи мчится так быстро, что нужно еще как-то поспевать в ногу с этим временем. В век информации попробуй зазеваться – и будешь уже «не в теме». И этот страх – оказаться «не в теме», преследует многих людей.
Интернет, сотовые телефоны, ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны… всё это было создано, прежде всего, для того, чтобы информацию можно было получать просто и быстро. С каждым годом возможностей становится еще больше! И если раньше мы таскали с собой громоздкие ноутбуки, то сейчас многие смартфоны вмещают в себя все необходимые функции. Домашний компьютер в собственном кармане. Хочешь – работай, хочешь – занимайся серфингом интернет-страниц. Всё просто и доступно!
Когда мы едем в автобусе, в маршрутке, в метро… стремимся не нарушать пространства друг друга, да и сами не любим, когда наше пространство нарушают. Смотрим ли мы в окно, зависаем ли мы над какой-то мыслью, читаем ли книгу, играем ли в Angry Birds на телефоне… разницы никакой. И смысл тратить бесценное время, пока едешь, если можно заняться делом?
Вот у людей с кожным вектором, например, всё схвачено: девайсы присоблены так, чтобы можно было бы работать где угодно и когда угодно. Пока он едет в маршрутке, успевает заключить несколько контрактов или договориться о нескольких встречах. Такие люди неразлучны со своими устройствами: всегда и везде разговаривают по телефону, листают страницы интересующих их порталов… одни словом, работают. И если лишить их любимого гаджета, то, разумеется, они начнут нервничать и злиться. Но это нельзя назвать зависимостью от мобильного телефона.
Так и каждый из вас, думаю, будет не в восторге, если, например, забудет дома свой девайс. В современном мире ведь как: без телефона как без рук. Договорился о встрече – и созвониться не сможешь. Мало ли что изменилось или переназначилось. Нужно будет сообщить информацию – и никак. Да и мало ли кому что может понадобиться: по закону подлости, именно когда забываешь телефон, все пытаются тебе дозвониться и сообщить важную новость… То же самое случается, если вдруг ломается наш компьютер или ноутбук. Особенно это актуально для тех, у кого работа или учеба связаны с Интернетом.
Современный мир обязывает нас соблюдать его темпы. Это абсолютно нормально.
Иное дело, когда человек не может просидеть ни минуты, чтобы не обновить страничку в фейсбуке или не отправить сообщение приятелю. А вдруг мне кто-то написал? А вдруг кто-то лайкнул мою запись? Человек тревожится, беспокоится и не может оторваться от девайса: будь то телефон или компьютер – разницы нет никакой. Он может часами сидеть перед страницей Вконтакте и тупо обновлять ее. Меня нет, я не в этом мире. Я по ту сторону экрана.
Подобной тревожностью страдают люди со зрительным вектором: так они могут контактировать сразу со всеми своими знакомыми, весь «мир» узнает, что они едят, когда спят и с кем встречаются. Именно о зрительниках чаще всего идет речь, если разговор касается зависимости от мобильного телефона.
Звуковики же скрываются в виртуальном мире, для них он так же истинен, как и сама реальность. Таким людям абсолютно все равно, где спрятаться от реального мира: в собственных раздумьях ли, в играх ли, в книгах ли (а иногда и в алкоголе с наркотиками!)… телефон тоже сойдет, если нет ничего больше! Тем паче, люди со звуковым вектором и говорить-то не любят: им проще написать, чем сказать, поэтому общение в сети для них – такое же реальное общение и даже лучше. Но кто-то просто общается, а кто-то превращает это общение в манию.
Другое дело, что нет смысла выделять зависимость от мобильного телефона у звуковиков в какое-то отдельное явление. Ведь причина у него идентичная любым другим зависимостям звукового вектора – отсутствие реализации и наполнения нехваток. И без того интровертированный звуковик отдает предпочтение миру, который кажется ему более реальным, чем мир вокруг, поэтому и отказаться от него труднее, чем кажется.
Заметка написана по материалам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Мне понравилось – отправить этот пост в социальные сети: