Открытием года для меня было ГИА. До этого я готовила только к ЕГЭ, а тут под руку подвернулся ученик с ГИА.
Я, как положено, прикупила кнгу с тестовыми вариантами... и тут меня ждал небольшой шок.
Шок вызвали сочинения, которые должны дети писать в 9 классе. все сочинения - на лингвистические темы.
Т.е. дается, значится, высказывание известного лингвиста и нужно его прокомментировать и проиилюстрировать примерами из текста (тексты, кстати, даются про всяких собачек-кошечек-детей и пр. т.е. вполне себе легкий текст). А теперь, внимание!!! Сами темы.
Честно, мне, филологу, иногда не сразу становится понятно, о чем идет речь.
А вспоминая себя в 9 классе (и то, как мы "знали" теорию), я понимаю, что я бы вообще не въехала, что мне писать.
Итак, некоторые темы для сочинений на самом главном экзамене средней школы по русскому языку:
читать дальше«Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение».
И.Г.Милославский (Прим: Вот это самое убойное было сочинение, которое мы разбирали с ученицей, потому что она долго не могла понять, о чем вообще речь идет).
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
М. Е. Салтыков-Щедрин
«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
И. И. Постникова (Что такое "грамматическое значение слова" я узнала только в университете)
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». А. А. Реформатский (Долго размышляла над "знаменательными словами". Поняла. Но как объяснить ученику, что хотел сказать Реформатский? У бедной ученцы был взрыв мозга)
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
А. А. Реформатский
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
А. И. Горшков
«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
Н. Г. Чернышевский
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
М. В. Панов
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Н. С. Валгина
«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Постникова И.И.