воскресенье, 13 января 2013
Когда я только начинала заниматься репетиторством, то мне всегда казалось, что общение с детьми – это очень просто. Ведь все мы были когда-то маленькими, поэтому я думала, что если окунуться в воспоминания того возраста, то понять ребенка не составит труда: что он хочет и что не хочет, какие упражнения ему могут показаться интересными, а какие будут скучными. Такой подход, конечно, часто срабатывал, но не всегда. Например, в прошлой истории про Маленького Принца он не сработал: что я только ни делала, чтобы мотивировать мальчика на упорные занятия, но все мои попытки увенчались лишь разочарованием в своих способностях и злостью на «избалованного» ребенка, хотя он, по сути, был ни в чем не виноват: таким уж он родился и таким его воспитали.
Поведение детей, их эмоции – штука, порой, очень загадочная. Но если знать, как подступиться, то все становится на свои места. Перестаешь злиться на своего подопечного и начинаешь смотреть с интересом и пониманием. Формирующаяся на твоих глазах личность ребенка – разве это не прекрасно? И, конечно, чувствуешь свою ответственность. Некоторые репетиторы считают так: нельзя ни в коем случае создавать эмоциональную связь с учеником. Нужно работать по следующему сценарию: пришел - провел урок - ушел. Как мне кажется, такой формат урока подходит для более взрослых учеников: старших подростков и вполне сложившихся взрослых людей. Когда ты работаешь с младшеклассниками и со среднеклассниками (особенно если уроки проходят не один раз в неделю), ты не можешь не влиять на ребенка. Ты это делаешь неосознанно. Поэтому если репетитор работает с маленькими детьми, он, так или иначе, принимает свою роль в воспитании. Пусть даже не очень большую, а маааааленькую частичку, но вкладывает.
Сегодня я хочу рассказать еще несколько историй-случаев из практики моей работы репетитором.
читать дальшеНаверное, ничто так не доставляет мне удовольствие, как уроки с детьми со зрительным вектором . Таких в моей практике встречалось немало. Большинство зрительных детишек очень общительны, склонны к симпатии, сопереживанию… у таких детей все эмоции – на лице. Это не скрытные и замкнутые звуковички, которых попробуй, разгадай. Ты прочтешь все, что думает о тебе ребенок, прямо на его маленькой мордашке.
Со зрительниками всегда интересно проводить уроки: загораются затеей с пол-оборота. Главное – не переборщить и вовремя останавливать. Сегодня я приведу несколько примеров моих учеников, а также опишу некоторые методы, которые можно и нужно использовать в работе с такими детьми.
Будущее Российской эстрады
Как—то раз мне довелось обучать английскому языку дочку моей учительницы по вокалу. Девочка 8 лет. Ну егоза-егозой кожно-зрительная! Мама даром времени не теряла – развила способности ребенка по максимуму. Девочка и поет, и танцует, очень активная, отзывчивая, приятная. Прелесть, а не ребенок. Единственный минус – отсутствие усидчивости (нет анального вектора – нет усидчивости), что, в прочем, решилось довольно-таки легко: стол в комнате был достаточно высокий, поэтому многие упражнения егоза делала стоя, немного пританцовывая.
За что я люблю зрительников, так это за любознательность. Ну, все ей интересно! Все ей хочется попробовать, и, главное, по-кожному, поскорее.
Первый же урок с ней мы начали с песен. В школе задали выучить английский алфавит, а ребенок ну никак не мог его запомнить. И мне как будто интуиция подсказала: я специально подготовилась, дома нашла несколько детских песенок для запоминания английского алфавита, и мы большую часть занятия пели эти песни. Сначала медленную колыбельную, потом ритмичную «the alphabet song», а в завершении просто послушали более сложную песню с теми же, ставшими нам родными буквами. Как итог – алфавит был выучен, ребенок доволен и ждал с нетерпением следующей встречи.
В качестве поощрения на следующем уроке мною были подарены яркие наклейки с буковками английского алфавита.
Как и следовало ожидать, самыми любимыми заданиями для моей кожно-зрительной ученицы были те, где можно порисовать: дорисовать картинку, разукрасить или еще что-то. Ей настолько это нравилось, что она иногда даже начинала требовать именно упражнение с рисунками. Просто читать ей неинтересно. Особенно если в учебнике мало картинок. К счастью, сейчас ярких и красочных детских пособий по английскому языку – тьма, и везде авторами предложены интересные задания, которые порадуют любого ребенка.
Главные проблемы детей со зрительным вектором – это страхи, в частности страх смерти. Вот и моя егоза иногда начинала бояться. Однажды я принесла распечатанные задания с картинками, а там – акула (shark), так девочка чуть в обморок не грохнулась, когда ее увидела. Говорит мне «Я боюсь!» Как-то я не подумала, что акула может испугать впечатлительного зрительного ребенка. А ведь многие родители, читая своему чаду сказки на ночь со страшной Бабой Ягой или еще какими ужасами, не задумываются, как все это может повлиять на развитие малыша.
Зрительников противопоказано пугать. В них надо развивать сострадание и сочувствие к окружающим. В общем, подумала я и решила, что акул от греха подальше лучше больше не показывать и запаслась более безобидными картинками. Вот такая она неоднозначная – эта психология детей.
Послушная дочка
Еще одной из моих самых любимых учениц остается анально-зрительная четвероклашка из Киргизии. Девочка – чудо: послушная, вежливая, эмоциональная и одновременно очень скромная, смущающаяся, всегда очень сильно старается, любит, чтобы ее хвалили и очень переживает, если что-то не так. А причин для беспокойства у моей четвероклашки много: дело в том, что семья переехала в Россию не так давно. Дома родители разговаривают на родном языке, поэтому в школе девочка чувствует себя чужестранкой: плохо понимает, что написано в учебниках и что говорит учительница. К этому всему добавляется медлительность и некая «заторможенность» анального вектора. Как итог – ребенок ничего не понимает и ничего не успевает, да к, тому же, очень смущается перед одноклассниками. Страх опозориться – частая проблема анальников.
Самые «страшные» для нее предметы – русский и математика, с которыми я по сей день помогаю справиться моей четвероклашке.
Развитие математических способностей у детей – тема для целого отдельного разговора. Дело в том, что «главный» у нас по цифрам – кожный вектор. В нем и логическое мышление, и страсть к подсчету чего бы то ни было. Люди с кожным вектором отлично считают, и математика им не кажется сложной наукой. Но если у ребенка из нижних векторов присутствует только анальный, тут начинаются проблемы. Анальник не понимает, что такое цифры и зачем они не нужны. Решать для него задачи – сущий ад, все эти таблицы умножения, деления… попробуй разберись… Особенно если в классе еще человек 20, а учительницы просто не хватает на всех, чтобы все как следует объяснить и несколько раз повторить.
Так было и у моей четвероклашки. Математика дается ей очень сложно. Да еще если и дергают постоянно, чтобы отвечала быстрее. А ей же подумать надо как следует. У каждого ребенка свои способности. Этого природа лишила математического мышления, зато наделила другими, не менее важными качествами.
«Повторение – мать учения» - лозунг анального вектора. Так и только так можно выучить эту несчастную таблицу умножения и все эти странные знаки сложения, вычитания, сложения. А уж если запомнил – то тут уж на века. Тут главное – не торопить. Задал вопрос и терпеливо ждешь. Пусть подумает, как следует. Даже если это слишком долго. Прервешь мыслительный процесс – пиши-пропало. Вот почему наши занятия с четвероклашкой проходят в достаточно монотонном режиме. Ей не до быстрой смены деятельности. Обязательно надо несколько раз повторить одно и то же задание с разными данными, чтобы понять и разобраться. Только тогда – результат. Раз повторишь, два повторишь, три повторишь – дальше уже лучше. Чтобы не забывала – я напоминаю полунамеками: «У нуля можно занять? У кого тогда занимаем? А над нуликом что пишем?» Постепенно девочка запоминает «ритуал» и начинает сама все проговаривать. Такие они, обладатели анального вектора, всегда соблюдают свои ритуалы.
Лучший мотиватор для такой девочки – похвала. Видите, что есть улучшение? Похвалите. Обращайте внимание на то, что изменилось. Даже если это изменение незначительное. Например, моей четвероклашке, как билингву, было очень сложно понять, где нужно писать мягкий знак – в их языке нет мягких и твердых согласных. В начале каждого урока мы повторяем мягкие и твердые звуки, и даже если в диктанте куча ошибок, но мягкие знаки написаны там, где надо, я обязательно хвалю. Говорю: «Видишь? А раньше ведь все время путала. Молодец!». И ребенок расцветает. Главное – не переборщить, ведь обладатели анального вектора любят, чтобы все было по справедливости: даже похвала.
Если вы думаете, что репетитором может стать каждый, то я отвечу, что для этого надо знать, как работать с детьми. Причем для этого одних теоретических знаний одной только психологии и педагогики, которую нам активно впаривали в университете, очень мало. Не знаю, как в педагогических вузах, но у нас очень мало времени уделялось именно практике. Много было бесед на тему, что такое личность (в том числе личность ребенка), что такое характер, темперамент и многое другое, но мало кто говорил, что делать в конкретных случаях. Как вести себя с такими-то детьми, а как с такими-то. Неудивительно, что практика в школе для многих из нас показалась адом: мы просто не знали, как работать с детьми. Было ощущение, что нас на месяц погрузили в первобытную саванну. Все болтают, орут, дерутся, не слушают… ну как в таких условиях не злиться и не кричать на ребенка? Я и злилась, и ругалась, и даже плакала один раз.
Чем больше практики, тем больше понимания. Чем больше практических навыков, тем легче работать даже с очень сложными детьми. За что я люблю Системно-векторную психологию, так именно за то, что эти знания, прежде всего, применимы в жизни, т.е. имеют практическо-прикладной характер. И это большой плюс.
Статья написана по материалам тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.Мне понравилось – отправить этот пост в социальные сети:
@темы:
зрительный вектор,
воспитание детей,
Системно-векторная психология Юрия Бурлана,
записки репетитора
Shunyaka, это тебе спасибо за добрые слова)
Чёрная Курица Главный Министр, странно. а почему тогда был ахтунг с математикой? может, училка особо злобная и орущая попалась?
Croca_N, да уж. к счастью, я всегда с математикой справлялась быстрее всех. это единственная черта кожного вектора, которая мне подходит)
KanisNuar, не за что)
самая большая сложность мне с моим векторным набором было понять:
и чего это они там не понимают?
все же ясно как три копейки ))
baskanat, это да. но это легко преодолевается с опытом и начинаешь понимать, что не так.
с детьми, действительно, работать и обучать их чему-то намного проще и эффективнее, когда учитываются их природные свойства..
Согласна, Светлана.
Кудрявцева Анна
а репетитор из тебя, наверное, самый лучший, с такими-то знаниями)))
Ольга Чугурян
Елена Смирнова.
Усидчивости у меня как не было, так и нет. Просто меня мама часто мотивировала)) Иногда ремнём))
Ева Старк, а склонности к мазохизму нет у вас после ремня?