Я люблю тишину
«Я лечу и небо окутывает меня, вокруг – тишина, блаженное состояние тишины, я по-настоящему счастлив. Кто я? Я – это тот, кого я знаю? Тот, кто дышит, ест, ходит в школу? Или я – это тот, кого видят другие люди: странного мальчишку с бледным лицом? А как они меня видят? Для мамы я, конечно, любимый, но глубоко больной сын. Для папы я – тормоз. А для одноклассников - чудак, взахлеб читающий то, что они не прочтут никогда. Для учительницы математики я, очевидно, самый отсталый ученик с умственными отклонениями. А для учительницы по русскому, Ольги Анатольевны, я – лучший ученик, который порой удивляет своими сочинениями и творческими работами. Так кто же из этих «я» настоящий я? Каков я? Все это маски или все это часть меня? Но я ведь не болен и не тормоз, и не отсталый ученик с умственными отклонениями… или я, и в правду, такой? А что если я болен на самом деле? Что если все мои беды от моей болезни? … но ведь я всегда таким был, сколько себя помню. Или нет? Так какой же я? И для чего я здесь? Ходить в школу, терпеть насмешки одноклассников и оры математички? Вздыхания мамы и ворчание отца?»
Резкий звон будильника разрывает тишину, я неохотно шевелюсь. Вот так всегда: только, казалось бы, увидишь ответ на мучающий вопрос, как этот дурацкий внешний мир вторгнется в твоё пространство. Как же я не хочу вставать и идти в школу, к этому стаду никогда ни о чем не думающих баранов. Боже, если ты есть, отмотай время на пару часиков назад, пожалуйста.
читать дальшеСкрип двери, ненавистное: «Максим. Ты чего спишь? В школу снова опоздаешь! Учительница уже звонила на этой неделе, жаловалась! Давай вставай, я не хочу за тебя снова краснеть. Господи, ну как же ты жить-то будешь во взрослой жизни! Как вот мы с отцом на работу встаем? Никогда не опаздываем! А если ты будешь опаздывать на работу, тебя уволят! Давай, вставай, умывайся, что кушать будешь? Оладушки?»
Прикрываю руками уши. «Завелась, заревела, понеслась….». Замолчит она когда-нибудь?
«Ну что ты молчишь и не встаешь? Плохо себя чувствуешь? Снова головные боли? Небось снова играл до утра в свои игры! Я когда-нибудь не выдержу и выкину твой компьютер с балкона! Посмотри, на кого ты стал похож! Синяки под глазами, отощал!! Вставай быстрее, я сейчас сделаю завтрак».
«Маааам! – шепчу, – Ну замолчи наконец! Сейчас я встану….»
«Нет, ну что ты за человек! Мы с отцом тебя одеваем-кормим, а ты нас только расстраиваешь! Неблагодарный!» - мать продолжает причитать, но голос ее становится тише и тише, и скоро вовсе скрывается за дверью где-то в дебрях кухни. Я неохотно сажусь, протираю глаза и смотрю на будильник. Время еще есть, отлично.
На ходу натягивая джинсы, я медленно иду в ванную комнату, выдавливаю из тюбика на зубную щетку пасту и бросаю небрежный взгляд на себя в зеркало. Унылая бледная физиономия взирает на меня так кисло, что я невольно задумываюсь: встреть я такого парня на улице, у меня испортилось бы настроение. Этот странный, всегда скорбный взгляд кого угодно вгонит в депрессию. Говорят, по глазам можно познать душу человека. Что видят окружающие в моих глазах? Полный пофигизм на мир вокруг или полное непризнание общественных норм? Эти странные серо-голубые глаза… с детства мне напоминают картинку из книги про Снежную Королеву. Там был изображен мальчик Кай с таким же унылым стальным взглядом.
Внезапно раздаётся стук в дверь. Дёргаюсь и стукаюсь лбом о змеевик. В ванную врывается отец: «Что ты тут так долго копаешься? Нам с матерью тоже на работу нужно собираться! Опять на себя в зеркало любуешься?» Я и не заметил, что прошло десять минут, а я так и продолжаю стоять с зубной щеткой в руках с выдавленной пастой. Отец в возмущении кричит: «Ты еще даже зубы не почистил?» Я торопливо ставлю щётку на место и спешу в кухню. У меня иногда такое бывает, что я начинаю «зависать». Честно говоря, эта привычка меня изрядно раздражает, т.к. именно из-за нее я вечно опаздываю в школу.
Запихивая в рот мамину стряпню, я перебираю в голове, все ли я сделал вчера, что планировал. Родители уже ушли на работу, а я всё жую, думая то об одном, то о другом. Мимолетный взгляд на часы заставляет меня поторопиться: опять я протормозил время и теперь опаздываю…
Звонок уже 5 минут как прозвенел. Я бегу по коридору к нашему кабинету. Сейчас урок математики… Стою около двери, мнусь… Блин, сейчас снова начнется… Математичка у нас явно бешеная. Может, и вовсе не заходить? Прогулять и всё… Не хочется пропускать, но ради того, чтобы не слышать эти крики, я готов на всё. Мнусь минуту-другую – не могу себя заставить зайти, сделать первый шаг. Внезапно дверь открывается. На пороге – математичка. Начинается… «ИЛЮХИН! ТЫ СНОВА ОПОЗДАЛ! Я уже звонила твоей матери, говорила, что мало того, что ты с отклонениями, так еще и опаздываешь! Я и так тебе еле тройку натягиваю, так ты еще элементарно вовремя придти не можешь! Хочешь исключения из школы? Так ведь и будет!» Из кабинета послышались смешки одноклассников. Закрываю глаза: ее здесь нет, я ее не слышу, не хочу ее слышать… сколько можно. «ТЫ МЕНЯ ВООБЩЕ СЛЫШИШЬ? Нет, вы смотрите на него. АУ! Дневник мне, живо! Мы начали писать самостоятельную, но раз ты опоздал, я тебе не дам возможности ее дописать – все равно не успеешь. Сразу ставлю два». Смешки из кабинета становятся все громче. Прикрываю уши: голова трещит по швам, снова эта головная боль. «И чего ты стоишь? Хочешь урок сорвать? Заходи!»
Медленно захожу в кабинет, не поднимая глаз на хихикающих одноклассников. Как же я их всех ненавижу. Сажусь на последнюю парту, достаю тетрадку. «Пока все решают контрольную, вот тебе задание до конца урока. На следующем занятии покажешь!» - протягивает мне список заданий. Одноклассники продолжают ухмыляться, оглядываются, перешёптываются. И что им всем от меня нужно?
Смотрю в примеры. Не люблю математику. Не то чтобы я совсем не понимаю ее, но мне очень сложно быстро вникнуть в тему. Начинаю переписывать примеры…
Внезапно в голову приходит фраза: «Кровавые путы страданий, депрессионный покой». Строчка за строчкой приходят в мою голову, и я записываю их на полях:
«Кровавые путы страданий,
Депрессионный покой.
Борьба за признанье желаний,
Попытка узнать – кто такой...
Копание в собственном эго,
Безудержный пессимизм,
Желание черного снега
В дождливые летние дни…»
Меня охватывает дрожь: что, что там дальше?
Темная тень надо мной: «И ГДЕ ТВОИ ПРИМЕРЫ?» От неожиданности теряю дар речи… «Я?» «Я уже несколько минут стою рядом с тобой и наблюдаю, как ты тут занимаешься математикой. Что это?» - выхватывает тетрадку из рук. Одноклассники отрывают головы от самостоятельных, все внимание - на математичке. Она читает про себя, потом ухмыляется: «Нет, ну вы только послушайте!» «Прошу вас, не надо…» Она как будто не слышит меня:
«Кровавые путы страданий, Депрессионный покой…- читает с таким выражением, будто Петросян декламирует со сцены, - Какой-какой покой? Илюхин, ты где новое слово-то выучил?» Одноклассники снова захихикали.
«Копание в собственном эго, безудержный пессимизм… Боже, Максим, ты на досуге переписывал справочник по психологии?» Ребята буквально прыснули от смеха, кто-то даже схватился за живот. Прочитала всё до конца. Сижу красный, как рак, и злой, как собака… Что смешного в этих стихах? Молча уставился в парту. «Ребята, у Макса окончательно кукушка слетела!» – завопил Ванька, вечно всех подкалывающий мальчишка. Смех перерастает в дикий хохот. Математичка берет меня за руку и выводит из кабинета. Ведет к директрисе... Показывает ей мои стихи… Дальше начинается оханье-аханье, поход к психологу, психологические тесты, звонок родителям.
Я топчусь за дверью, откуда доносятся тревожные: «У вашего мальчика серьезные расстройства. Мы настоятельно просим обратиться к психиатру..». Не хочу больше ничего слышать. Внезапно срываюсь с места и бегу, бегу, что есть мочи, бегу, куда глаза глядят: подальше отсюда. Миную вахту и удивленных охранников, сбегаю по лестнице… быстрее, игнорируя оклики…быстрее, срывая дахание… Вот и остановка, первый попавшийся автобус: бежать, подальше от суеты и этих звуков… Еду, мимо мелькают деревья. Дальше, дальше, дальше. «Парень, дальше маршрут не идёт, – говорит кондуктор, - Конечная».
Выхожу. Пригород. Природа. Еще ведь только начало осени, и всё также тепло. Иду куда глаза глядят… Через некоторое время оказываюсь на берегу реки.
Я не знаю, сколько времени уже прошло, но начинает темнеть. У реки никого нет: такая тишина и спокойствие. Лишь изредка квакают лягушки да затягивают трели птицы. Как же хорошо. Я смотрю на заходящее солнце, и мое сердце одолевает тоска от всего произошедшего. Я совершенно лишний в этой жизни. В пору хоть спрыгивай в эту реку и топориком на дно. Только вот родителей жаль: мама совсем свихнется, если меня не станет. Как же я устал от этой пустоты внутри и от всеобщего непонимания. Эти одноклассники, учителя… Почему мне так трудно сходиться с людьми? Почему мне так хорошо, когда я совершенно один?
Я откидываюсь на еще не пожелтевшую траву, закрываю глаза, вдыхаю воздух полной грудью… Сейчас я чувствую настоящую гармонию.
Внезапный шелест заставляет меня сесть. Кусты шевелятся, из них вылезает овчарка. Высунутый язык, дышит, как паровоз, внимательно смотрит мне в лицо. Смешная. Тут же слышится торопливый топот приближающихся ног. «Вот он!» Люди в формах, мама в слезах, психолог… Я смиренно наклоняю голову и иду за ними, пытаясь не слышать всхлипываний матери. Завтра будет новый день, и я искренне надеюсь, что всё произошедшее было просто кошмарным сном. Я проснусь в новой, совершенно другой, реальности: реальности, где есть счастливая мама, уважающие меня одноклассники, где нет математички, где мало шумов и где живет тишина…"
…..
Эта история про мальчика-подростка отражает всю сложность адаптации детей со звуковым вектором в обществе. У таких детей возникает естественная потребность в тишине: именно при отсутствии шумов они могут сосредоточиться на себе. При постоянных скандалах, истериках в семье у детей со звуковым вектором отмирают нейронные связи, и они начинают ограничивать связи с внешним миром, все больше уходить в себя. Выходить из себя и видеть травмирующую реальность больно, поэтому такой звуковичок обрастает панцирем и остается в себе. Это тревожный звоночек, именно так звуковик может стать аутистом.
В школе таким ребятам особенно тяжело: здесь негде уединиться, здесь некогда сосредотачиваться на себе. Школа требует общительности и мгновенных реакций: спросили – отвечай, не успел – два, когда как маленькому звуковичку нужно время, чтобы перестроиться из внутреннего состояния во внешнее. Он часто не сразу реагирует на вопросы, но это вовсе не значит, что такой ребенок отстает в развитии. Однако эту особенность не учитывают современные учителя, как итог - плачевный результат: чем больше повышает голос учитель, тем больше запирается в ракушку и теряет способность к обучению звуковик.
Еще одна важная особенность – травмированному ребенку со звуковым вектором особенно сложно налаживать контакты со сверстниками. Он не такой как все, «не от мира сего». Поэтому часто получается так, что ребенок все школьные годы проводит в одиночестве: одноклассники над ним смеются, называют чудаком.
Нередко родители из-за непонимания сами загоняют своего ребенка в такое состояние, все время повышая на него голос (им кажется, что он так лучше услышит), раздражаясь на медлительность, на «отрешенность», на равнодушие к повседневным проблемам. Родители, не осознавая свою неправоту, устраивают настоящий «террор» и без того несчастному ребенку: через оскорбления («лучше бы я тебя не рожала!»), скандалы, крики, слезы, упреки. Они впадают в крайности: то считают, что их чадо специально себя так ведет, все делает на зло, то считают его безнадежно больным. От незнания настоящих причин поведения сына или дочери родители раз за разом совершают все больше ошибок. Влюбленный в тишину, звуковик погружается в настоящий ад: он не понимает, что всем от него нужно, в чем он провинился перед родителями. Он не может изменить свою природу поведения, и чтобы как-то выжить, он совершает «бегство» внутрь себя, запирая прочно двери, чтобы ни крики, ни истерики больше не доходили до него. И если вовремя ничего не предпринять, не исправить, то жизненный сценарий звуковика оказывается обреченным на неудачу.
Как помочь ребенку адаптироваться в школе, наладить контакт с другими ребятами? Как должны вести себя по отношению к звуковику учителя? Как избавить своего ребенка от возможных депрессий? Что на самом деле такое «аутистический спектр?» Как вырастить гения, а не шизофреника? Всё это, и не только, вы узнаете на лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.Статья написана по материалам тренинга по Системно-Векторной психологии Юрия Бурлана
тарике, а если купить бируши хотя бы?
Гость, а почему в шоке?
Отец все время на меня орал, что я торможу.
очень сочувствую((
Вас часто сейчас мучают депрессии?
А фразы типо "жизнь счастье и надо подарить ее новому существу" вызывают тошноту. Нихочу никому делать такой "подарок"
ППКСище. Тем более, что потом этот "подарочек" будет постоянно орать и бить по ушам.