воскресенье, 24 июня 2012
Изгои в школе
«Ленка увидела ребят — остановилась как вкопанная. И ребята увидели Ленку и в восторге замерли.
— Перед нами исторический экспонат — Бессольцева! — Впервые губы Мироновой растянулись в сдержанную улыбку, а голос зазвенел: — Она пришла за билетом!.. Она уезжает!
Ленка резко повернулась ко всем спиной и подошла к кассе речного пароходства.
— Точно! — крикнул Лохматый. — Она уезжает!
— Сила победила! — радостно поддержал его Рыжий.
— А знаете, что мы ей посоветуем? — Миронова озарилась вдохновением: — Чтобы она запомнила наш урок на всю жизнь.
Валька, кривляясь, изгибаясь спиной, на цыпочках подбежал к Ленке и постучал костяшками пальцев по ее спине:
- Бессольцева, ты запомнила наш урок?
Ленка не отвечала. Она стояла не шелохнувшись.
— Не отвечает, — разочарованно сказал Валька. — Выходит, не запомнила.
— Может, оглохла? — пропищала Шмакова. — Так ты ее… встряхни.
Валька поднял кулак, чтобы садануть Ленку по ее тоненькой худенькой спине.
— А вот этого уже не надо, — остановила его Миронова, — ведь она уезжает. Значит, мы победили. Нам этого достаточно.
— Пусть катится, откуда приехала! — крикнул Рыжий.
И другие тоже заорали:
— Нам такие не нужны!
— Ябеда!
— Чу-че-ло-о-о! — Валька схватил Ленку за руку и втащил в круг ребят.
Они прыгали вокруг Ленки, плясали, паясничали и веселились, и каждый старался перещеголять другого:
— Чу-че-ло-о-о!
— Чу-че-ло-о-о!
— Ого-род-ное!
— Рот до ушей!
— Хоть завязочки пришей!
Крутился разноцветный круг, а Ленка металась внутри него».
(Владимир Железников «Чучело»)
![Изгои в школе Изгои в школе](http://static.diary.ru/userdir/4/0/7/7/407748/75208143.jpg)
Эта ситуация, описанная талантливейшим детским писателем Владимиром Железниковым в книге «Чучело», очень близка многим уже давно выросшим взрослым и многим еще совсем не выросшим детям, т.к., наверное, в каждой школе и каждом классе есть такие дети – изгои. Их могут ненавидеть, а могут просто-напросто не замечать, для них могут устраивать настоящую травлю, а могут просто не брать в игры. Однако и в том, и в другом случае подобное оставляет глубокую рану в душе маленького, еще не сформировавшегося человечка, которого не приняли в детское общество…
читать дальшеШкола – это маленькая первобытная стая, где так или иначе происходит социализация ребенка в обществе таких же, как и он, детей. Детское общество резко отличается от общества взрослых своими законами: маленькие люди еще не сформировались и не реализовались, ими, по большей части, движут первобытные инстинкты. Цивилизация, этикет, какие-то моральные нормы общения зачастую рушатся в мире детей, и им на замену встают инстинкты и принципы стаи.
Неудивительно, что год за годом исследователи отмечают поражающую жесткость детей. Маленькие люди вовсе не «ангелы», как свойственно полагать некоторым зрительникам, они природны и следуют зову своего бессознательного. В руках взрослых, чаще всего учителей, заключена вся ответственность за детскую первобытную стаю –они могут направить ее развитие, помочь осознать свои поступки, предотвратить жестокость по отношению к другим, помочь адаптироваться новеньким.
![Изгои в школе Изгои в школе](http://static.diary.ru/userdir/4/0/7/7/407748/75208282.jpg)
Жертвы коллективной травли и изгои так или иначе появляются в любом, даже самом примерном детском коллективе. Сегодня мы постараемся рассмотреть основные ситуации, когда ребенок оказывается в ситуации «один против коллектива», проанализировать их с точки зрения Системно-векторной психологии и попытаться дать рекомендации родителям таких детей и руководителями коллектива, где появляется «аутсайдер».
Немного о школьной стае
Школа – это маленькая первобытная стая, где происходит первое и самое главное «ранжирование» маленького человека в обществе. Как и в любой стае, здесь есть лидер, вождь, от которого, по большей части, и зависят приоритеты и стандарты, по которым так или иначе будет вписываться или не вписываться ребенок в коллектив. Если в классе есть маленький уретральный вождь, то детская стая будет более открытая и менее притязательная к товарищам. Здесь будут рады каждому: слабые и хилые будут чувствовать защиту уретральника. Однако, дети с уретральным вектором встречаются не в каждом классе, поэтому часто школьный коллектив оказывается и вовсе без «вождя». Тогда на его место приходит тот или иной лидер, который задает совершенно иные стандарты общения и ранжирования.
![Изгой в школе Изгой в школе](http://static.diary.ru/userdir/4/0/7/7/407748/75208618.jpg)
В младших классах главную роль в школьной стае играет учительница. Неудивительно, что именно в это время при хорошем педагоге изгои появляются реже всего. До 9-10 лет основными ценностями для детей остаются учеба и дружба: они любят то, что любит их руководительница, беспрекословно слушаются ее во всем и перенимают то, чему она учит. Нередко таким педагогом является кожно-зрительная женщина, которая в своем развитом состоянии может дать правильное направление для развития детей. В том числе и для уретрального мальчика, заручаясь его поддержкой в усмирении стаи (Васенька, ты им скажи, чтобы все в 9 ровно были у автобусной остановки, а то ведь они меня не слушаются. Только ты можешь их всех собрать и уговорить. На тебя вся надежда, а то не будет никакой экскурсии).
Если учительница попадается не очень развитая, то изгоями могут стать те, кого по той или иной причине «невзлюбила Марья Ивановна»: двоечники, озорники или просто дети, которые чем-то педагогу не угодили. В числе «любимчиков» класса часто оказываются отличники и просто ученики, которым симпатизирует учительница.
![Изгой в школе Изгой в школе](http://static.diary.ru/userdir/4/0/7/7/407748/75208575.jpg)
Главные проблемы в школьном коллективе начинаются именно в средней школе: Марьи Ивановны больше нет, да еще и наступает самый сложный пубертатный период, когда в игру вступают гормоны, либидо и ранжирование. Когда в классе нет уретральника, на место лидера претендует ребенок с кожным вектором. Именно он задаст направление развития всей стае. Например, если лидером станет неразвитый архетипичный кожник, он может толкать детей на преступления, к примеру, покражу.
Стоит также отметить, что в основной своей массе конфликты с коллективом происходят с так называемыми «новенькими», которых переводят в уже сложившуюся детскую стайку из другой школы или класса. Как и в первобытнообщинной стае, в детском коллективе существует разделение на «свой-чужой». И, разумеется, к новичкам зачастую относятся с настороженностью и опаской. И только от того, насколько ребенок приспособлен к выживанию в детской стае, зависит, сможет ли он адаптироваться или нет.
Ситуация 1. Не такой, как все.
![Изгои в школе Изгои в школе](http://static.diary.ru/userdir/4/0/7/7/407748/75208697.jpg)
Он отрешенный и задумчивый. Когда все дети на переменах бегают, кричат и играют, он тихонько сидит в сторонке и занимается чем-то своим: может, книгу читает, а может, пишет что-то. А на уроках он и вовсе никого и ничего не замечает: не слышит вопросов учительницы, медленнее всех решает задачки… Чего не спросишь у него, вскакивает: «А? Что? Я?» Ребята считают его не таким, как все: чудаком, сумасшедшим, странным малым. Учителя говорят, что он отстает в развитии. А ему, как никому другому, очень сложно выйти из своей ракушки и подружиться с окружающими.
Перед нами портрет типичного ребенка со звуковым вектором. «Не такой, как все» часто становится решающей причиной, почему ребята делают таких ребят изгоями. В том возрасте, когда важным принципом стаи является «как все, так и я», странный, не от мира сего, звуковичок вызывает раздражение и непонимание. Почему он сидит отдельно от стаи? Почему не играет? Почему он такой странный?
Если состояние звукового вектора нормальное, то ребенку не очень сложно выйти из ракушки и начать общаться с остальными. Такие дети обычно реже сталкиваются с глобальными проблемами непонимания и проще переносят возможные конфликты. Рано или поздно коллектив их начинает понимать и принимает. Но если дома у такого ребенка скандалы, да еще и учителя на него кричат в школе… никакого желания выходить из состояния сосредоточенности на себе и идти на контакт не появляется. Таким ребятам сложно выжить в школьной стае: их не принимают, но и им самим не хватает решительности пойти на контакт с другими детьми.
![Изгои в школе Изгои в школе](http://static.diary.ru/userdir/4/0/7/7/407748/75208781.jpg)
Они становятся объектом насмешек для остальных. В лучшем случае их просто не замечают и стараются не связываться, ведь звуковик ни с кем не конкурирует, а в худшем – они становятся объектами издевательств. Пользуясь их безответностью, ребята могут начать измываться над звуковичками: прятать их вещи в туалетах, навешивать на одежду обидные надписи, закидывать ребенка на переменах и уроках мусором – в общем, делать все, чтобы выбить-таки из тихони хоть какие-то эмоции. Если их попытки остаются без ответа, ребята, как правило, просто прекращают это делать. Когда же они видят ужас жертвы и таки добиваются своего, они продолжают измываться над товарищем.
Если в классе появляется изгой-звуковичок, главная задача учителей и родителей – найти место такого ребенка в детском обществе. Учитель может давать маленькому звуковичку задания, так или иначе вынуждающие его идти на контакт с ребятами: например, организовать разработку проекта в группах или подготовку реферата на какую-нибудь интересную тему. Родители же такого ребенка должны глубоко задуматься: почему у него появились такие проблемы с общением. Может, у вас дома бесконечные скандалы и шум? Или вы постоянно терроризируете свое чадо, считаете «дебилом» за его странное поведение? Впустить в свой дом тишину – значит организовать отличное пространство для развития звукового вектора. Отсутствие скандалов – залог того, что маленький звуковичок перестанет бояться вылезать из своей ракушки навстречу остальным людям. Никогда не орите на него, это не поможет ему «соображать быстрее».
Ситуация 2. Королева красоты.
![Изгои в школе Изгои в школе](http://static.diary.ru/userdir/4/0/7/7/407748/75208793.jpg)
Она – пожалуй, одна из самых красивых девочек в классе. Очень тоненькая, с удивительно большими, широко распахнутыми глазами… Она очень эмоциональна, всё время «ахает» и «ойкает», смотрит в зеркало, стреляет глазами… Перед нами кожно-зрительная девочка.
В школе ее ненавидят другие девочки, часто шепчутся за спиной, смотрят с неодобрением. Мальчишки сходят с ума от ее красоты, и это еще больше раздражает остальных девчонок. Там, где есть кожно-зрительная девочка, обязательно витает ореол любовных интриг: неразвитая самка с кожно-зрительной связкой, отдающая феромоны всем без исключения, она влюбляет в себя всех мальчишек, сама того не желая. Именно ей завидуют больше всего. Именно она становится жертвой оговора: скажет Петька, что Машкин Вася влюбился в Катю, и пошло-поехало. Сплетня разойдется с таким резонансом, что Катю тут же назовут девочкой легкого поведения, и все-все девчонки класса и правильные анальные мальчики встанут на дыбы: Катю надо наказать, Катя уводит чужих парней. И «наказывают» Катю: травят и избивают толпой, в основном девочки. Бьют не щадя. Теперь Катя либо по их правилам живет, либо получает ежедневную трепку. Такие проблемы, конечно, случаются уже в более позднем возрасте: от 12 лет и выше.
Как быть в этой ситуации? Чтобы не доводить дело до таких крайностей, надо с раннего возраста учить кожно-зрительную девочку развиваться из состояния страха в состояние любовь. Развитую кожно-зрительную девочку бить никто не будет, хотя кожно-зрительная женщина, даже развитая, всегда может быть причиной для драк, недовольств и зависти.
Ситуация 3. Золотой ребенок.
![](http://static.diary.ru/userdir/4/0/7/7/407748/75208816.jpg)
Аня все время была отличницей и умницей: послушная, покладистая, способная. Ее семья переехала в новый город, и девочка отправилась в новую школу. Тут вся история и началась: не понравилась ребятам слишком умная Аня. Учителя ее хвалят и любят, сама она вся такая правильная зазнайка. Не принято в данной школьной стае выделяться и быть учительским любимчиком да и вообще не любят здесь ботаников: лидер класса – двоечник. Собрались ребята на собрание и решили слишком умную Аню наказать, чтобы не зазнавалась больше. Сначала просто предупреждение сделали, потом, когда предупреждение не подействовало, собрались всей толпой и избили. Не место здесь гордячке. Пусть уезжает в свой город.
Такая ситуация может произойти с анально-зрительным ребенком, если его изначально определить не в тот класс. Как говорилось выше, ребенок-лидер в классе определяет стандарты, по которым принимают или не принимают ребят в школьную стаю. Само собой разумеется, если лидером становится двоечник и хулиган Вася, то отличникам в этом классе не поздоровится, особенно правильным анально-зрительным детям, которые от природы послушные и способные – золотые. Зачастую в подобных коллективах анально-зрительные ребята могут скатиться до средних оценок, лишь бы не выделяться и быть такими, как все. В основном же, в период пубертата даже таким золотым детям не до оценок: занять свое место в стае - на первом месте. Того же, кто стремится быть первым, постигает неудача: коллектив их отторгает: дети обзывают таких ботаниками и зубрилами, шепчут обидные слова. Все получили двойки за контрольную, а анально-зрительный Петя пятерку. «Уууу, паскуда! - шепчут ему, - Выделился!»
![](http://static.diary.ru/userdir/4/0/7/7/407748/75208822.jpg)
Если у вас анально-зрительный ребенок, следует хорошенько приглядеться к его школьной стае: узнайте, кого в классе больше всего любят, как этот человек учится, хорошо ли он себя ведет, дразнят ли в классе отличников. Если есть тревожные сигналы, то стоит перевести ребенка в более здоровый коллектив, где ему дадут спокойно быть собой и не станут задирать.
Ситуация 4 . Как девочка.
![](http://static.diary.ru/userdir/4/0/7/7/407748/75208883.jpg)
«Какой красивый мальчик! – восторгается учительница начальных классов, - Ну прям как девочка!» В школьной стае учится юный кожно-зрительный Максим: необычная тонкая внешность, большие глаза, повышенная эмоциональность… Чуть что – сразу в слезы. «Девчонка!» - дразнят его другие мальчишки и не хотят принимать в игры. Оно и понятно: не принято мальчикам плакать, а этот постоянно слезы льет, как девочка.. да еще и выглядит также: манерный, красивый, ухоженный, постоять за себя не может. Девчонки, наоборот, любят Максима: он такой симпатичный и не такой грубый, как остальные мальчишки. Правда, даже девочек может смущать то, что Максим плачет и слишком сильно проявляет другие эмоции (особенно в более взрслом возрасте). Не по-мужски это как-то.
Эмоциональный, не развитый кожно-зрительный Максим может стать объектом травли для других мальчишек, если вовремя не предпринять меры. И чем дальше это будет продолжаться, тем глубже в страхи будет продолжать уходить кожно-зрительный Максим. А страх, как известно, притягивает обидчиков: они чувствуют эту эмоцию, и у них поднимается адреналин в крови. Начинается травля.
![](http://static.diary.ru/userdir/4/0/7/7/407748/75208845.jpg)
Мы рассмотрели основные ситуации, связанные с появлением изгоев в школе и подобных детских коллективах. Глубокое знание Системно-векторной психологии и понимание истинных корней проблем детей изгоев позволит родителям уберечь своих детей от тяжелых психологических травм, связанных с дезадаптацией в детском обществе. Если ребенок смог адаптироваться в школьной стае, то ему намного легче будет выходить во взрослую жизнь.
Статья написана по материалам тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
@темы:
детки в клетке,
звуковой вектор,
Системно-векторная психология,
Юрий Бурлан,
зрительный вектор,
аутсайдеры,
девочки избивают девочек,
избиения в школе,
Изгои в школе,
кожно-зрительная девочка в школе,
кожно-зрительный мальчик в школе,
мальчика дразнят девочкой,
одинокий ребенок,
одиночество в школе,
отличника не любят
А с каким вектором обособленный ребёнок может давать сдачи всей стае в одиночку?
Спасибо за детальный разбор!
Наталья Аверина
Моя мама была "директорская дочка". А я сама из оперы "не такой, как все". Очень знакомо, близко и наболевше. Спасибо!
Анна Томенчук.
ох.. все время учебы я была звуковым изгоем (и школа и институт) и принимало это довольно жесткие формы.
Сейчас во взрослых коллективах я по прежнему изгой, но теперь меня хотябы просто не замечают.
формальный Неформал, и ты с этим как-то борешься или просто научилась не обращать внимания?
Ирина, отличная идея для поста!)
сложный вопрос, в пору целый пост писать))
если в кратции, я во-первых, привыкла, во-вторых, похоже по другому уже не сумею и мне наверное так лучше.
но ты знаешь, когда случаются особенно яркие случаи (типа как все пошли обедать а меня позвать забыли) тут уж анальная обида просыпается. и дурацкое ощущение, что я невидимка.
Ну а когда мне было 16-18, я училась в институте и видела, как студенческая жизнь мимо проходит, я конечно пыталась измениться со всем упорством (а у меня его достаточно), и даже были какие-то просветы, но ничегошеньки не вышло и к концу 4-го курса меня все однокурсники просто травили, хотя ведь были уже взрослые 18-19 летние люди. В итоге я ни с кем из однокурсников\одноклассников никаких связей не поддерживаю сейчас и вздрагиваю, когда мне кажется в толпе кого-то из них вижу.
Блин, перечитала, прям слезоточивая история такая, капец, самой тошно. Самое интересное, сейчас помести меня в ту среду, я даже не знаю, справилась бы. Скорее всего сорвалась бы на ком-нибудь и меня б еще было бы за что ненавидеть))
А в школе и пионерлагерях был ппц. В школе меня игнорировали из-за того, что я не пошла за этим стадом и не отреклась от дружбы. А в пионер лагерях я всегда хотела общаться, но почему-то не всем это нравилось. Единственный выход был всегда для меня - найти для начала одного друга. Вот выбрать из всех того, кто мне нравится и кто расположен к общению, и с ним дружить. а дальше легче. но у меня, правда, несколько другой набор векторов, и часто на общительность играет зрительность, оральность и уретральность.
на работе как-то совсем просто с общением
да, не в пример просто. я думаю, если бы я захотела, на работе было б все нормально, но тут уже типа привычка, нежелание и неумение жить по другому
Кудрявцева Анна
точно. плюс в детский сад сейчас очень сложно попасть.
Так дальше и пошло. Не умею сама себя оборонить в коллективе. Мне нужен защитник, который не всегда находится. Что с этим делать я не знаю. Весьма беспокоит. А быть "со всеми" я просто не умею. Мне тяжело изображать интерес к таким по моему мнению "глупостям" и "непристойностям".
Например:
Две женщины на работе беседуют. Сначала говорят о христианских святых, к кому в церкви обращаться надо, да куда ездить. Следом начинают обсуждать всякие недомагические ритуалы на привлечение денег в дом. Я, как зануда, выпадаю в осадок от такого. Или, ещё пример, активная дамочка рассказывает за общим обедом в столовой, как и в каких позах она спит со своим мужиком. Её поддерживают коллеги. Меня никто не трогает, но и участвовать в этом я не могу, просто потому что для меня это всё равно что забраться на стол и задрать юбку.
Так и выходит, что я становлюсь для окружающих странной и незаметной. А вот как бы так научиться и с коллективом ладить и не участвовать в обязательных общих сабантуях - это вопрос.
Вопрос в том, как сохранить свою зону комфорта и не прослыть убогим чудиком и, что хуже всего, первым кандидатом на сокращение.
[J]Елена Смирнова[/J]
www.avtor.kljaksa.ru
astet, хм.. может, просто поговорить откровенно с сотрудниками? сказать, что ты просто любишь находиться в тишине и заниматься своими делами, что не любишь общую толчею. они же люди.. должны понять.. честно, никогда не сталкивалась с подобной проблемой (разве что друзья моего парня то же самое думают обо мне, но мне все равно).
Учитель обязан найти подход к каждому ребенку - как для полноценного развития школьника так и развития класса в целом. Если нет лидера, то эту обязанность должна возложить на себя учительница - чтобы избежать конфликтов и трений.
Елена, точно-точно.
Потом удивляются, как из золотого ребенка вдруг получился ненавидящий всех и всё моральный дегенерат, или наркоман..
Понимать себя и других- очень важно.. не отказываться от своей жизни и не отыгрываться на других, только потому что у вас была такая МарьВанна, а вы теперь стали такой же..
А кто сказал, что я недовольна собой- какой в итоге получилась?!Просто будучи сама в роли изгоя, я понимаю, каково детям. Вопрос в том, что ребенку может быть КОМФОРТНО в таком состоянии-как было комфортно мне. А мы считаем, что у него стресс и детские травмы, что он, бедняга, страдает в одиночестве, не такой как все и т.д.И задача моя, как старшего и как педагога в том, чтобы понять и почувствовать- надо ли вообще его из ракушки вытаскивать, зачем и для чего, какими методами, и что равноценного я ему взамен аго отгороженности предложу.
И, похоже, есть уретральный лидер у нас.
Ух ты.