воскресенье, 24 июня 2012
Изгои в школе
«Ленка увидела ребят — остановилась как вкопанная. И ребята увидели Ленку и в восторге замерли.
— Перед нами исторический экспонат — Бессольцева! — Впервые губы Мироновой растянулись в сдержанную улыбку, а голос зазвенел: — Она пришла за билетом!.. Она уезжает!
Ленка резко повернулась ко всем спиной и подошла к кассе речного пароходства.
— Точно! — крикнул Лохматый. — Она уезжает!
— Сила победила! — радостно поддержал его Рыжий.
— А знаете, что мы ей посоветуем? — Миронова озарилась вдохновением: — Чтобы она запомнила наш урок на всю жизнь.
Валька, кривляясь, изгибаясь спиной, на цыпочках подбежал к Ленке и постучал костяшками пальцев по ее спине:
- Бессольцева, ты запомнила наш урок?
Ленка не отвечала. Она стояла не шелохнувшись.
— Не отвечает, — разочарованно сказал Валька. — Выходит, не запомнила.
— Может, оглохла? — пропищала Шмакова. — Так ты ее… встряхни.
Валька поднял кулак, чтобы садануть Ленку по ее тоненькой худенькой спине.
— А вот этого уже не надо, — остановила его Миронова, — ведь она уезжает. Значит, мы победили. Нам этого достаточно.
— Пусть катится, откуда приехала! — крикнул Рыжий.
И другие тоже заорали:
— Нам такие не нужны!
— Ябеда!
— Чу-че-ло-о-о! — Валька схватил Ленку за руку и втащил в круг ребят.
Они прыгали вокруг Ленки, плясали, паясничали и веселились, и каждый старался перещеголять другого:
— Чу-че-ло-о-о!
— Чу-че-ло-о-о!
— Ого-род-ное!
— Рот до ушей!
— Хоть завязочки пришей!
Крутился разноцветный круг, а Ленка металась внутри него».
(Владимир Железников «Чучело»)

Эта ситуация, описанная талантливейшим детским писателем Владимиром Железниковым в книге «Чучело», очень близка многим уже давно выросшим взрослым и многим еще совсем не выросшим детям, т.к., наверное, в каждой школе и каждом классе есть такие дети – изгои. Их могут ненавидеть, а могут просто-напросто не замечать, для них могут устраивать настоящую травлю, а могут просто не брать в игры. Однако и в том, и в другом случае подобное оставляет глубокую рану в душе маленького, еще не сформировавшегося человечка, которого не приняли в детское общество…
читать дальшеШкола – это маленькая первобытная стая, где так или иначе происходит социализация ребенка в обществе таких же, как и он, детей. Детское общество резко отличается от общества взрослых своими законами: маленькие люди еще не сформировались и не реализовались, ими, по большей части, движут первобытные инстинкты. Цивилизация, этикет, какие-то моральные нормы общения зачастую рушатся в мире детей, и им на замену встают инстинкты и принципы стаи.
Неудивительно, что год за годом исследователи отмечают поражающую жесткость детей. Маленькие люди вовсе не «ангелы», как свойственно полагать некоторым зрительникам, они природны и следуют зову своего бессознательного. В руках взрослых, чаще всего учителей, заключена вся ответственность за детскую первобытную стаю –они могут направить ее развитие, помочь осознать свои поступки, предотвратить жестокость по отношению к другим, помочь адаптироваться новеньким.

Жертвы коллективной травли и изгои так или иначе появляются в любом, даже самом примерном детском коллективе. Сегодня мы постараемся рассмотреть основные ситуации, когда ребенок оказывается в ситуации «один против коллектива», проанализировать их с точки зрения Системно-векторной психологии и попытаться дать рекомендации родителям таких детей и руководителями коллектива, где появляется «аутсайдер».
Немного о школьной стае
Школа – это маленькая первобытная стая, где происходит первое и самое главное «ранжирование» маленького человека в обществе. Как и в любой стае, здесь есть лидер, вождь, от которого, по большей части, и зависят приоритеты и стандарты, по которым так или иначе будет вписываться или не вписываться ребенок в коллектив. Если в классе есть маленький уретральный вождь, то детская стая будет более открытая и менее притязательная к товарищам. Здесь будут рады каждому: слабые и хилые будут чувствовать защиту уретральника. Однако, дети с уретральным вектором встречаются не в каждом классе, поэтому часто школьный коллектив оказывается и вовсе без «вождя». Тогда на его место приходит тот или иной лидер, который задает совершенно иные стандарты общения и ранжирования.

В младших классах главную роль в школьной стае играет учительница. Неудивительно, что именно в это время при хорошем педагоге изгои появляются реже всего. До 9-10 лет основными ценностями для детей остаются учеба и дружба: они любят то, что любит их руководительница, беспрекословно слушаются ее во всем и перенимают то, чему она учит. Нередко таким педагогом является кожно-зрительная женщина, которая в своем развитом состоянии может дать правильное направление для развития детей. В том числе и для уретрального мальчика, заручаясь его поддержкой в усмирении стаи (Васенька, ты им скажи, чтобы все в 9 ровно были у автобусной остановки, а то ведь они меня не слушаются. Только ты можешь их всех собрать и уговорить. На тебя вся надежда, а то не будет никакой экскурсии).
Если учительница попадается не очень развитая, то изгоями могут стать те, кого по той или иной причине «невзлюбила Марья Ивановна»: двоечники, озорники или просто дети, которые чем-то педагогу не угодили. В числе «любимчиков» класса часто оказываются отличники и просто ученики, которым симпатизирует учительница.

Главные проблемы в школьном коллективе начинаются именно в средней школе: Марьи Ивановны больше нет, да еще и наступает самый сложный пубертатный период, когда в игру вступают гормоны, либидо и ранжирование. Когда в классе нет уретральника, на место лидера претендует ребенок с кожным вектором. Именно он задаст направление развития всей стае. Например, если лидером станет неразвитый архетипичный кожник, он может толкать детей на преступления, к примеру, покражу.
Стоит также отметить, что в основной своей массе конфликты с коллективом происходят с так называемыми «новенькими», которых переводят в уже сложившуюся детскую стайку из другой школы или класса. Как и в первобытнообщинной стае, в детском коллективе существует разделение на «свой-чужой». И, разумеется, к новичкам зачастую относятся с настороженностью и опаской. И только от того, насколько ребенок приспособлен к выживанию в детской стае, зависит, сможет ли он адаптироваться или нет.
Ситуация 1. Не такой, как все.

Он отрешенный и задумчивый. Когда все дети на переменах бегают, кричат и играют, он тихонько сидит в сторонке и занимается чем-то своим: может, книгу читает, а может, пишет что-то. А на уроках он и вовсе никого и ничего не замечает: не слышит вопросов учительницы, медленнее всех решает задачки… Чего не спросишь у него, вскакивает: «А? Что? Я?» Ребята считают его не таким, как все: чудаком, сумасшедшим, странным малым. Учителя говорят, что он отстает в развитии. А ему, как никому другому, очень сложно выйти из своей ракушки и подружиться с окружающими.
Перед нами портрет типичного ребенка со звуковым вектором. «Не такой, как все» часто становится решающей причиной, почему ребята делают таких ребят изгоями. В том возрасте, когда важным принципом стаи является «как все, так и я», странный, не от мира сего, звуковичок вызывает раздражение и непонимание. Почему он сидит отдельно от стаи? Почему не играет? Почему он такой странный?
Если состояние звукового вектора нормальное, то ребенку не очень сложно выйти из ракушки и начать общаться с остальными. Такие дети обычно реже сталкиваются с глобальными проблемами непонимания и проще переносят возможные конфликты. Рано или поздно коллектив их начинает понимать и принимает. Но если дома у такого ребенка скандалы, да еще и учителя на него кричат в школе… никакого желания выходить из состояния сосредоточенности на себе и идти на контакт не появляется. Таким ребятам сложно выжить в школьной стае: их не принимают, но и им самим не хватает решительности пойти на контакт с другими детьми.

Они становятся объектом насмешек для остальных. В лучшем случае их просто не замечают и стараются не связываться, ведь звуковик ни с кем не конкурирует, а в худшем – они становятся объектами издевательств. Пользуясь их безответностью, ребята могут начать измываться над звуковичками: прятать их вещи в туалетах, навешивать на одежду обидные надписи, закидывать ребенка на переменах и уроках мусором – в общем, делать все, чтобы выбить-таки из тихони хоть какие-то эмоции. Если их попытки остаются без ответа, ребята, как правило, просто прекращают это делать. Когда же они видят ужас жертвы и таки добиваются своего, они продолжают измываться над товарищем.
Если в классе появляется изгой-звуковичок, главная задача учителей и родителей – найти место такого ребенка в детском обществе. Учитель может давать маленькому звуковичку задания, так или иначе вынуждающие его идти на контакт с ребятами: например, организовать разработку проекта в группах или подготовку реферата на какую-нибудь интересную тему. Родители же такого ребенка должны глубоко задуматься: почему у него появились такие проблемы с общением. Может, у вас дома бесконечные скандалы и шум? Или вы постоянно терроризируете свое чадо, считаете «дебилом» за его странное поведение? Впустить в свой дом тишину – значит организовать отличное пространство для развития звукового вектора. Отсутствие скандалов – залог того, что маленький звуковичок перестанет бояться вылезать из своей ракушки навстречу остальным людям. Никогда не орите на него, это не поможет ему «соображать быстрее».
Ситуация 2. Королева красоты.

Она – пожалуй, одна из самых красивых девочек в классе. Очень тоненькая, с удивительно большими, широко распахнутыми глазами… Она очень эмоциональна, всё время «ахает» и «ойкает», смотрит в зеркало, стреляет глазами… Перед нами кожно-зрительная девочка.
В школе ее ненавидят другие девочки, часто шепчутся за спиной, смотрят с неодобрением. Мальчишки сходят с ума от ее красоты, и это еще больше раздражает остальных девчонок. Там, где есть кожно-зрительная девочка, обязательно витает ореол любовных интриг: неразвитая самка с кожно-зрительной связкой, отдающая феромоны всем без исключения, она влюбляет в себя всех мальчишек, сама того не желая. Именно ей завидуют больше всего. Именно она становится жертвой оговора: скажет Петька, что Машкин Вася влюбился в Катю, и пошло-поехало. Сплетня разойдется с таким резонансом, что Катю тут же назовут девочкой легкого поведения, и все-все девчонки класса и правильные анальные мальчики встанут на дыбы: Катю надо наказать, Катя уводит чужих парней. И «наказывают» Катю: травят и избивают толпой, в основном девочки. Бьют не щадя. Теперь Катя либо по их правилам живет, либо получает ежедневную трепку. Такие проблемы, конечно, случаются уже в более позднем возрасте: от 12 лет и выше.
Как быть в этой ситуации? Чтобы не доводить дело до таких крайностей, надо с раннего возраста учить кожно-зрительную девочку развиваться из состояния страха в состояние любовь. Развитую кожно-зрительную девочку бить никто не будет, хотя кожно-зрительная женщина, даже развитая, всегда может быть причиной для драк, недовольств и зависти.
Ситуация 3. Золотой ребенок.

Аня все время была отличницей и умницей: послушная, покладистая, способная. Ее семья переехала в новый город, и девочка отправилась в новую школу. Тут вся история и началась: не понравилась ребятам слишком умная Аня. Учителя ее хвалят и любят, сама она вся такая правильная зазнайка. Не принято в данной школьной стае выделяться и быть учительским любимчиком да и вообще не любят здесь ботаников: лидер класса – двоечник. Собрались ребята на собрание и решили слишком умную Аню наказать, чтобы не зазнавалась больше. Сначала просто предупреждение сделали, потом, когда предупреждение не подействовало, собрались всей толпой и избили. Не место здесь гордячке. Пусть уезжает в свой город.
Такая ситуация может произойти с анально-зрительным ребенком, если его изначально определить не в тот класс. Как говорилось выше, ребенок-лидер в классе определяет стандарты, по которым принимают или не принимают ребят в школьную стаю. Само собой разумеется, если лидером становится двоечник и хулиган Вася, то отличникам в этом классе не поздоровится, особенно правильным анально-зрительным детям, которые от природы послушные и способные – золотые. Зачастую в подобных коллективах анально-зрительные ребята могут скатиться до средних оценок, лишь бы не выделяться и быть такими, как все. В основном же, в период пубертата даже таким золотым детям не до оценок: занять свое место в стае - на первом месте. Того же, кто стремится быть первым, постигает неудача: коллектив их отторгает: дети обзывают таких ботаниками и зубрилами, шепчут обидные слова. Все получили двойки за контрольную, а анально-зрительный Петя пятерку. «Уууу, паскуда! - шепчут ему, - Выделился!»

Если у вас анально-зрительный ребенок, следует хорошенько приглядеться к его школьной стае: узнайте, кого в классе больше всего любят, как этот человек учится, хорошо ли он себя ведет, дразнят ли в классе отличников. Если есть тревожные сигналы, то стоит перевести ребенка в более здоровый коллектив, где ему дадут спокойно быть собой и не станут задирать.
Ситуация 4 . Как девочка.

«Какой красивый мальчик! – восторгается учительница начальных классов, - Ну прям как девочка!» В школьной стае учится юный кожно-зрительный Максим: необычная тонкая внешность, большие глаза, повышенная эмоциональность… Чуть что – сразу в слезы. «Девчонка!» - дразнят его другие мальчишки и не хотят принимать в игры. Оно и понятно: не принято мальчикам плакать, а этот постоянно слезы льет, как девочка.. да еще и выглядит также: манерный, красивый, ухоженный, постоять за себя не может. Девчонки, наоборот, любят Максима: он такой симпатичный и не такой грубый, как остальные мальчишки. Правда, даже девочек может смущать то, что Максим плачет и слишком сильно проявляет другие эмоции (особенно в более взрслом возрасте). Не по-мужски это как-то.
Эмоциональный, не развитый кожно-зрительный Максим может стать объектом травли для других мальчишек, если вовремя не предпринять меры. И чем дальше это будет продолжаться, тем глубже в страхи будет продолжать уходить кожно-зрительный Максим. А страх, как известно, притягивает обидчиков: они чувствуют эту эмоцию, и у них поднимается адреналин в крови. Начинается травля.

Мы рассмотрели основные ситуации, связанные с появлением изгоев в школе и подобных детских коллективах. Глубокое знание Системно-векторной психологии и понимание истинных корней проблем детей изгоев позволит родителям уберечь своих детей от тяжелых психологических травм, связанных с дезадаптацией в детском обществе. Если ребенок смог адаптироваться в школьной стае, то ему намного легче будет выходить во взрослую жизнь.
Статья написана по материалам тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
@темы:
детки в клетке,
звуковой вектор,
Системно-векторная психология,
Юрий Бурлан,
зрительный вектор,
аутсайдеры,
девочки избивают девочек,
избиения в школе,
Изгои в школе,
кожно-зрительная девочка в школе,
кожно-зрительный мальчик в школе,
мальчика дразнят девочкой,
одинокий ребенок,
одиночество в школе,
отличника не любят
Правда, в детских лагерях саму меня частенько травили, но мне казалось, что это проходящее со временем, что ли. А рассказывают даже про избиения (что просто не укладывается в голове), и как-то жутко становится. Такое ощущение, что вот у нас всё замечательно, а за стенами жестокий мир, где детей избивают и макают головой в унитаз.
Несколько лет назад был у нас мальчик, который до всех докапывался, со всеми ругался и однажды ударил девочку. Так мы после этого случая всей параллелью написали письмо директору, подписали все. Его родителей вызвали к директору, они устроили скандал и забрали его. А по рассказам выходит, что в других школах таким детям дают волю и никак не пресекают жестокость.
После такого чувствуешь себя аквариумной рыбкой, и очень не хочется через два года покидать школу и учиться выживать в новом коллективе, где всё может быть не так радужно.
Также у нас в классе был кожно-зрительный мальчик, которого терпеть не могли с первого класса. Вот тому доставалось по полной: его и обзывали, и били, и плевались в него и что только не делали. Думаешь, классная руководительница хоть что-то сделала, чтобы этого не было? Он так и проучился с нами до 9 класса, терпя обзывательства и побои. А потом ушел.
Тут все зависит от учителей, я думаю, а еще от родительского комитета.
Я просто не могу понять, ну вот как так.
когда я после школы пошла на филфак, там тоже все было хорошо и никаких конфликтов.
Елена Сенькевич
Вообще замечательная статья
Гость, Елена Сенькевич, спасибо)
Если ты интересуешься тематикой взаимоотношений и иерархии в школах, можно посоветовать тебе два фильма про это?
"Другая страна" (реж. Марек Каниевски)
"Если..." (реж.Линдсей Андерсен)
Думаю, чтобы спасти социальную жизнь своему ребенку, нужно повысить его самооценку, тогда он не будет страдать, и приставать к нему перестанут, найдутся и заступники.
Тут многие высказались, мол учителя палец о палец не ударят, или хуже, сами участвуют в травле... Но в пед.институте инструкций, как решать такие ситуации, не дают, ограничиваются общим: вовлечь ребенка в коллектив посредством каких-то общих дел, найти ему близких по духу или таких же аутсайдеров, но более вжитых в коллектив, попытаться сделать его ответственным за что-то или наоборот, обратить внимание на зачинщиков и перенаправить их энергию в другое русло, негативного лидера попытаться обратить в позитивного... Но на практике, особенно, если у учителя у самого нет сильных лидерских качеств, это сложно. Объяснить не выходит иногда, начнешь защищать - сделаешь только хуже, и единственным выходом видишь поговорить с родителями, чтобы перевели ребенка в другую школу или на домашнее обучение. Да ладно ребенка, когда в учителя на уроке учебником швыряют - как на такое реагировать? Может дело в нехватке опыта или внутренних качеств, да и дети детям рознь, но некоторым невозможно объяснить, за них нужно было браться еще в садике, всей семьей браться, с воспитательницей вместе, и прививать навыки человеческого общения, а в школе поздновато уже...
Если приходит новенький, обязательно надо выбрать из коллектива самых общительных ребят, и дать им задание помочь новенбкому адаптироваться. Такие ребята всегда есть: они прям при виде новеньких загораются. Ну и вообще обязательно у каждого в классе должна быть своя обязанность и надо следить, чтобы он ее соблюдал. какая-то небольшая, но на пользу класса. Вот тогда и появляется коллектив как единый организм.
Вот у меня нечто подобное было.
Меня не любили, потому что:
а) звуковик
б) совершенно разное воспитание и менталитет (до 9 класса училась с "быдлогопами")
в) в подростковом возрасте стала уделять внимание внешности и стала яркой, хотя в силу консервативного воспитания дальше одежды, косметики, обуви и улыбок не шла. Но учителя считали, что это не так!
Нормально стало в 10-11 классах, когда я стала учиться с очень умными детьми из богатых семей. Умные дети большими снобами не были, хотя я тоже чувствовала себя немного не в своей тарелке - родители не давали мне денег и по сути, не пускали на внеклассные мероприятия. Сейчас с одноклассниками вообще связей не поддерживаю.
goblincat, кстати, я заметила, что часто к 10-11 классам проблемы у многих прекращаются с коллективом. Моя подруга была изгоем (и, соответственно, я с ней была за компанию - со мной просто не общались из-за того, что я с ней общаюсь). Но к 10-11 классу, когда преследователи подросли и поумнели, все стало нормально. Т.е. никто уже никого не гонял, и все общались вполне дружелюбно.
goblincat, верно. самое сложное - до 14-15 лет. Далее уже личность более или менее сформирована, нижние вектора успакиваются, и ребенок - уже не зверь, а взрослый и окультуренный человек. Для меня по ощущениям самый сложный период был 12-13 лет.
Обычно в связке "жертва-преследователь" определенные проблемы что у одного, что у второго. Вам нужно определить, кто из троицы зачинщик. Думаю, это несложно. И нужно работать с зачинщиком. Попробуйте с ним поговорить. Не так, что строго прийти в школу и наехать... Если это возможно, то пусть придет к вам в гости. Ведь этот мальчик (зачинщик) тоже по-своему очень несчастен. Он травит не от хорошей жизни, а из-за определенных проблем. Может, статус так свой поднимает, может, агрессию свою сливает... вариантов много. Попробуйте поговорить с этим мальчиком "по душам". в 11 лет много можно изменить. Может, не такой уж ужасный. Нужно наладить контакт между вашим сыном и именно зачинщиком. а уж дальше все само собой наладится.
Что любят мальчишки в 11,5 лет? сводите их двоих куда-нибудь. т.е. не нужно ставить акцент на том, что вы собираетесь воспитывать вашего травителя. Беседовать вскользь. Спрашивать про отношения с родителями, про его мечты какие-то, желания.
Чем не угодил ваш сын мальчишкам? есть какая-то конкретная причина или это просто нерациональная агрессия? Если второе, то это проще исправить. Если ваш сын и его преследователь найдут друг с другом контакт, травля прекратится.
У меня есть статья на тему психологии тех, кто травит verkinitarakani.diary.ru/p185315436.htm
Некоторые причины по которым школьник может стать изгоем:
1. Он может сам осознанно сторониться от одноклассников и в результате такого отделения стать изгоем.
2. Он не такой как все.
3. Плохая успеваемость в школе из-за которой он теряет авторитет среди своих одноклассников.
4. Ребёнок не умеет за себя постоять и этим пользуются другие школьники.
Теперь выскажу своё мнение как исправлять ситуацию если ребёнок уже стал изгоем. Должна быть ''работа'' и с самим ребёнком, и с школьниками, и стоит к этому делу "припаять" учителей. Ребёнку нужно как-то себя показать. Другими словами о себе заявить, продемонстрировать себя. К примеру когда я учился в школе у нас был в классе изгой, который приехал из деревни. Он стал изгоем, из-за деревенских замашек, которые городским непонятны. Над ним издевались, не давала покоя гопата нашего класса. Однако он о себе заявил перед всем классом. Он сыграл на гитаре какую-то песню и все раскрыли рты и даже гопник, который больше всех его терроризировал сказал: у меня о нём мнение изменилось. Этот изгой стал "своим человеком". Это не значит что всем изгоям нужно брать инструмент и исполнять песни. Можно показать себя и по-другому.
Если же говорить о том, что в школе или пусть даже не в школе, а к примеру в институте или в трудовом коллективе мы кому-то не нравимся или другими словами не симпатизируем, но это скажем так не переходит в ругань или драки, то можно поступить так: надо сделать этому человеку что-то хорошее и не просить что-либо в замен или в благодарность и тогда этот человек растает и начнёт к нам лучше относиться.