Черная рука, зеленые глаза и другие страшилки
«Черная рука поднимается по лестнице… Девочка, закрой окно и выключи радио!!! Черная рука стучится к тебе в дверь… Девочка, закрой окно и выключи радио!!!»
Наверное, каждый помнит эту страшилку, которую с таким трепетом пересказывали друг другу в детстве: кто в детском саду, а кто в пионерском лагере. «Черная рука», «Красные перчатки», «Зелёные глаза», «Красное пятно», «Бумажная голова», «Гроб на колесиках» - далеко не весь список историй, передающихся из уст в уста, которые мы, содрогаясь, слушали, а потом не могли уснуть. А еще был детский сериал «Боишься ли ты темноты?», где каждый вечер ребята собирались у костра, рассказывая друг другу страшные истории. И мы, подобно детям из сериала, организовали свой клуб полуночников: садились все вместе и пугали друг друга глупыми страшилками до посинения. Парадоксальные истории, типа «Зеленые глаза» и «Черная рука» были, наверное, самыми любимыми, поэтому мы раз за разом повторяли их, погружаясь всё в большие страхи.
Я любила рассказывать страшилки больше всего. Мне их пересказывал старший брат, и я с восторгом пугала ими своих товарищей по группе в детском саду, а потом и приятельниц в пионерском лагере. Бывало, расскажешь десяток таких историй вечером, а потом сама уснуть не можешь. Думаешь: придет сейчас эта самая Чёрная рука и схватит за ногу. Но, ни одна, наверное, страшилка не сравнится с той, что рассказали нам вожатые. Мы не хотели засыпать, и вожатая нам поведала историю о Чёрном пионере, а потом добавила: «Он до сих пор ходит по детским лагерям и убивает тех, кто не заснет до 11 часов вечера». Вожатая знала, чем запугать зрительников, как вы могли догадаться, в эту ночь я не могла заснуть от дикого ужаса и ожидала прихода несчастного Чёрного пионера.
читать дальшеИ, конечно же, кроме страха перед всякими черными руками и красными перчатками, всегда меня, как и любого зрительника, преследовал самый главный страх: боязнь темноты. Бывало, проходишь мимо открытой двери комнаты, где выключен свет, и бежишь, как сумасшедший, к освещенному месту: всё кажется, что кто-то сидит в темноте: то ли черная рука, то ли привидение, то ли еще кто. Выключит мама свет в комнате – тут же начинают мерещиться то глаза, то какие-то темные фигуры. Накроешься с головой одеялом и силишься уснуть, прогоняя из головы дурные мысли.
Если посмотреть на сюжеты популярных «пионерских» историй моего детства, то мы увидим один и тот же сюжет: ребенок нарушает наставление родителей или старших, за что оказывается наказанным «смертью». Причем смерть в основном наступает двумя способами: ребенка душат или ребенка съедают. И тот, и другой вариант объясняем.
![](http://static.diary.ru/userdir/4/0/7/7/407748/75021679.jpg)
1. Мотив удушения напрямую связан с подсознательным страхом кожно-зрительных девочек перед обонятельником. Дело в том, мужчина с обонятельным вектором издревна выполняет важную роль: как тайный советник и правая рука вождя, он всеми силами пытается уберечь стаю от гибели. Однако неразвитые зрительные девочки зачастую становились причинами гибели стаи: они не справлялись с ролью вовремя увидеть врага и правильно направить вождя, они вели стаю по ложному пути. Естественной ролью обонятельника было истребление неразвитых кожно-зрительных девочек. Он и до сих пор выполняет эту роль: душит таких девушек в лесопосадках… Обонятельников подсознательно боятся и обходят стороной, видят в них «нечистую силу».
2. Мотив поедания связан с подсознательным страхом кожно-зрительных мальчиков перед оральным каннибалом. Если кожно-зрительных девочек в первобытной стае душил обонятельный советник, то кожно-зрительных мальчиков и вовсе съедали. К сожалению, такие мальчики представлялись обузой для стаи: они рождались очень слабыми и не способными убивать. Первобытный страх быть съеденным до сих пор преследует мальчиков со зрительным вектором.
![](http://static.diary.ru/userdir/4/0/7/7/407748/75021686.jpg)
Характерно то, что все «пионерские» страшилки сопровождаются «симптомами» неразвитого зрительного вектора: оживлением неодушевленных предметов, которые в принципе не могут передвигаться, думать и, уж тем более, убивать кого-либо: перчатки, тапочки, пятна, платки, шторы, куклы и пр.; верой в потустороннюю силу: в упырей, оборотней, старух-ведьм, непонятную магию, страх быть укушенным или съеденным. Более того, все самые страшные события происходят ночью, когда выключается свет. Причиной тому зрительный страх темноты. А большинство злодеяний, так или иначе, связаны со старухами или стариками, виной чему является ужас перед старостью, которая олицетворяет близость к смерти.
Некоторые детские страшные истории разбавляются смертью всех членов семьи или общности, где живет ребенок (например, отряда лагеря или группы детского сада). Для зрительного ребенка особенно важно чувствовать защищенность. Что может быть ужаснее, когда те, кого ты знаешь, и кто могут защитить тебя, умирают?
Очевидно, первоначальные создатели страшилок (и их распространители) не задумывались о том, насколько может быть губителен эффект от подобных историй. Пребывая в состоянии «страх», человек со зрительным вектором не может развиваться. Вместо того, чтобы развивать в себе любовь, такие зрительники раскачивают себя страхами. Ребенок раскачивается в страшилках, слушает и рассказывает их с упоением: ему самому, наверное, страшно больше всех, но какое удовольствие он получает, когда испытывает эти эмоции! Постепенно, он всё больше погружается в мир своих ужасов.
![](http://static.diary.ru/userdir/4/0/7/7/407748/75021715.jpg)
Любой человек со зрительным вектором рождается со страхами, вектор еще не успел развиться, и в каком-то смысле такое поведение в детстве является нормальным. Самое важное – что будет дальше. Если не исправить положение, то постоянное состояние страха может остаться на всю жизнь: сначала детские страшилки, потом ужастики и книги, потом он и вовсе погружает себя в атмосферу смерти: становится готом или сатанистом, окружает себя символикой смерти или просто в темноте смотрит фильмы ужасов, раскачиваясь именно на собственных страхах, не умея испытывать другие эмоции.
Всё это мешает подростку развивать чувства и эмоции, присущие развитому зрительному вектору: сопереживание, чувственность и тд… Неразвитые кожно-зрительные девочки становятся потенциальными жертвами маньяков из лесопосадок, а мальчики и вовсе в попытке убежать от подсознательного страха быть съеденными становятся транссексуалами или гомосексуалами (прим.: это относится лишь к части гомосексуалистов). Истерики, эмоциональные шантажи, отсутствие развития – далеко не все «симптомы», сопутствующие жизнь человека в страхе. А виной всему послужили страшилки, пугающие сказки про Бабу Ягу и страшные фильмы, а также отсутствие эмоциональной связи с близкими.
Как же быть? Если вы видите, что ваш ребенок очень эмоционален и пуглив, нужно запомнить раз и навсегда: никаких сказок про Бабу Ягу и никаких страшилок про Черного пионера! Особенно в раннем возрасте: у зрительных детей очень ранимая психика и после таких историй они ночами не смогут спать. Рассказывать им страшилки из расчета «Пущай дитё привыкнет, закалится» - глупое решение, т.к. «дите» не то что не привыкнет: ему во сне будут сниться все эти черные руки и гробы на колесиках. То же касается и фильмов про Фредди Крюгера и ему подобных.
![](http://static.diary.ru/userdir/4/0/7/7/407748/75021753.jpg)
Если Ваш ребенок уже столкнулся с ужасами и страшилками, не стоит бить тревогу и записывать сына или дочь к психиатру. Всё поправимо! Развитие детей со зрительным вектором происходит с развитием чувств и эмпатии. Зрительники вообще очень любят читать и слушать истории. Поэтому вашим помощником в борьбе со страхами будут книги и истории, которые учат сочувствию и состраданию. Идеально подойдут фантастические приключения и книги, развивающие фантазию, где рассказывается о любви, дружбе, преданности, а также рассказы типа «Лев и собачка» Толстого, «Кусака» Куприна, повесть «Гаврош» Гюго и многие другие. Не бойтесь, что при прочтении книг ваш малыш будет плакать. Это слезы сопереживания. Он будет переживать все хорошие, возвышенные чувства в себе. Чем больше таких слез прольет зрительный ребенок, чем больше подобных историй прочтет и узнает, тем больше в нем разовьется чувство эмпатии, любви и сострадания к ближнему. Черные руки будут уже не так страшны, потому что он выйдет из состояния страха за себя к любви и переживанию за других. Когда ребенок делает шаг навстречу любви к ближнему, он перестает циклиться на своих страхах. Теперь его волнуют не страшилки и упоение своим же испугом, а люди и их чувства.
Так же очень важно дать маленькому зрительнику чувство защищенности. Важно поддерживать с ним здоровую эмоциональную связь. От всех страхов не уберечь, но ощущение защищенности и того, что тебя любят, обязательно станет хорошей прививкой на будущее.
Статья написана по материалам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Я тоже любила рассказывать страшилки, а один раз даже сама напугалась, как маленькая, не спала до рассвета... (мне было 13). Потом стало светать, и я увидела, что ничего страшного, мне померещилось
Могу от себя добавить (правда я пациент, а не психолог) что если ребёнок проявляет признаки социопатии или просто агрессивен, то страшилки могут подать ему массу дурных идей от способов напугать других детей до способов этим детям отомстить. Или наоборот, увлечь детей чем-то нездоровым.
Например мы с сестрой росли напротив кладбища (буквально, оно через дорогу напротив дома), поэтому моя в остальном нормальная сестра, покойников сильно боится, а я испытываю к ним нездоровый интерес почему-то связанный с аппетитом (есть покойников мне не хочется (фух!), но сцены с мёртвыми и разложившимися людьми в фильмах вызывают мощный голод даже если я недавно поела). И это при том, что нас кладбищем не пугали, нам просто объяснили что это и почему там не надо бегать, для детской психики хватило.
О_о канибализм?) может, это оральный вектор в тебе просыпается?) ты вообще как, по жизни болтушка? готовить любишь? а есть всякую вкуснятину?)
Елена Смирнова
Моя дочь сейчас тоже любит страшилки - придумывать и слушать. А у нее подружка маленькая есть - очень зрительная, боится всего - она этих страшилок слушать не может. Для меня зрение не совсем понятно пока, почему так. Эта подружка дочери очень эмоциональная, и психика шаткая, моя покрепче.
Наталья Аверина
Меня смущает то, что эти рефлексы работают независимо от свежести демонстрируемого трупа. И хотелось бы проверить будет ли та же реакция на труп реальный (те при наличии ещё и явного запаха). Но доступа в медицинские учреждения у меня нет и ставить опыты не на чем.
Взамделишные трупы наблюдала только на похоронах, но там набегаешься и к моменту застолья уже по любому хочешь есть, что не даёт объективно отслеживать реакцию организма.
Вообще в этом есть что-то детское "разломать и посмотреть что внутри", может просто энтузиазмы как-то пересекаются...
В общем не знаю, спрошу у своего психолога обязательно, самой интересно докопаться.
Только я почему-то их не боялась, а должна бы... Мне больше самой так нравилось пугать))) Оральный вектор, наверняка он ответственен за такое смачное желаньице)))
я тоже больше всего любила их рассказывать, но при этом все равно страшно было.. особенно если ночью - вообще уснуть не могла.
Галина.
Что делать с этим взрослому человеку? А то так жить тяжко. Когда моего суженого дома нет, не высыпаюсь совсем.
потому и любишь, что страхов много.
Что делать с этим взрослому человеку? А то так жить тяжко. Когда моего суженого дома нет, не высыпаюсь совсем.
У меня тоже такое бывает. Я думаю, первый шаг -это осознание своих страхов. Что вот все эти "чудовища" - это причина страха смерти. я писала об этом в предыдущей статье: verkinitarakani.diary.ru/p177396048.htm
Еще подумаю и скажу. как быть. просто сейчас на работе и как раз ухожу. вечером приду и все свои мысли напишу.
Пойду почитаю статью. Хотя, есть нюанс один. Я именно боюсь, что меня съедят, или разорвут на части. Например, перспектива быть задушенной не так пугает. Хотя, безусловно, если бы пришлось испытать, меня бы напугало что угодно реально угрожающее моей жизни. Так, например, в реальности я безумно боюсь змей. А ужас про змей мне смотреть не интересно и не страшно.
Елена Сенькевич
Анна Кудрявцева
Я вообще очень сильно люблю с детства книги и фильмы, над которыми можно поплакать. не мелодрамы, а именно такие, где сострадание и героизм, где настоящая любовь и помощь другим, где люди жертвуют собой ради других. Я думаю, в этом и есть ключ. Когда начинаешь думать не о том, что тебя кто-то съест, а о том, как бы тебе спасти того или иного человека, тогда все эти страхи идут в топку, т.к. ты боишься за других, не за себя.
Про рационализацию страхов можно ещё вопрос? А то я не очень понимаю, как это делать.
Например, я боюсь ходить по тёмному коридору. Хотя коридорчик у нас совсем маленький. Но пройти три шага от туалета до комнаты мне невыносимо страшно. Мне кажется, что вот сейчас либо из прихожей, либо из ванны появится когтистая рука, схватит меня и утащит в темноту. Как этот страх рационализировать?
это может быть следствием какого-то стресса. обычно, когда человек стрессует, у него вылазиют все эти проблемы. например, звуковика в стрессовом состоянии начинают настолько раздражать посторонние звуки, что он не может заснуть: то шум холодильника мешает, то еще что. думаю, зрительник в стрессе вполне может испытывать очень много страхов.
У меня несколько предположений. Но самый мощный последний стресс - это увольнение с работы. Мне там не нравилось и было очень тяжело, но все так давили на меня, чтобы я там зацепилась на этом "хорошем месте", что когда меня уволили, я чуть под электричку не прыгнула. Ну, плюс к этому попытки наладить семейную жизнь с мужчиной при полном неумении жить полноценно семьёй, усталость от вышеупомянутой работы, страх от той же работы, недосып, неправильный образ жизни (я много ела и сидела по ночам в аське с подругой, чтобы хоть какое-то удовольствие от жизни получить). А ещё было скандально увольнение с первой работы, где меня обвинили в краже и публично унизили, а потом заявили: "саечка за испуг". Ушла сама, но воплей было много. Потом ещё полгода без работы, переезд со съёмной квартиры от говно-хозяина к родителям, вечная нехватка денег, проблемы со здоровьем (кожа, онкология). Короче, у меня за последние два года не жизнь, а сплошной ахтунг =) Прям плантация для разведения стресса. Я всё думаю, что меня спасёт правильное питание, травки, витамины и распорядок дня, но пока не проверяла. А ты как думаешь, что делать в таким случае, когда бедный нежный организм повсюду поджидает стресс?
Я всё думаю, что меня спасёт правильное питание, травки, витамины и распорядок дня, но пока не проверяла.
не обязательно. Спасет от стресса лишь избавление от факторов, вызывающих стресс. Т.е. если давит работа, то надо искать другую и подобное. И, мое личное мнение - надо просто отдохнуть. Вот взять, поехать в какую-нибудь Турцию и расслабиться (к примеру). В стрессе нет ничего страшного. Это явление преходящее (т.е. то есть, то нет). Я не такой уж большой спец по стрессам, т.к. эту область не так тщательно изучала. Знаю только, что стресс всегда возникает на фоне невозможности реализоваться. т.е. допустим, у тебя нет денег и тебя это давит. А, к примеру, для кожников деньги - это важный фактор, и их отсутствие вызывает дичайший стресс и, как следствие, могут появиться психосоматические проблемы (проблемы с кожей, к примеру). Ищи, что в жизни не так, как тебе лучше себя проявить, что надо поменять.